Законодательство Испании по вопросу об иностранных
инвестициях
После вступления Испании в ЕС ее законодательство по вопросу
об иностранных инвестициях претерпело значительные изменения,
суть которых состоит в либерализации внешнеэкономической деятельности
и международной кооперации. Договором о присоединении Испании
к ЕС был предусмотрен переходный период , в течение которого
испанское законодательство об иностранных инвестициях и валютном
контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими
в ЕС актами, регулирующими движение капиталов.
В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988
г. о либерализации движения капиталов Испания в 1988-1990 гг.
приняла ряд законодательных документов по либерализации притока
иностранных ресурсов из стран ЕС, а Королевским декретом от
20 декабря 1991 г. были практически устранены все ограничения
в этой области, как в отношении стран ЕС, так и в отношении
третьих стран. В этом декрете указывается, что поступления и
платежи с заграницей осуществляются свободно, не затрагивая
при этом акты об иностранных инвестициях, подлежащих предварительному
административному контролю. В дальнейшем законом № 18/1992 от
1 июля 1992 года была предусмотрена специальная процедура регулирования
иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио
и телевидения, воздушного транспорта и игр. Закон не распространяется
на резидентов стран-членов ЕС за исключением иностранных инвестиций,
связанных с производством оружия и торговлей им, а также национальной
обороной.
Королевским декретом № 671/1992 г. от 2 июля 1992
года установлен свободный режим для иностранных инвестиций,
за исключением тех, которые подпадают под специальное регулирование
и предварительный административный контроль.
Согласно статье 2 этого декрета осуществлять иностранные
капиталовложения в Испании могут:
• физические лица - нерезиденты Испании независимо
от того, являются они испанскими или иностранными гражданами,
постоянно проживающими за границей;
• юридические лица, имеющие постоянное местопребывание
за границей;
• испанские общества с иностранным капиталом более
50%, а также испанские общества с иностранным капиталом менее
50%, если контрольный пакет акций принадлежит иностранцам.
Инвестиции, осуществленные нерезидентами, не будут
считаться иностранными, если инвестор становится резидентом
Испании. Если испанский инвестор перестает быть резидентом Испании
, осуществленные им инвестиции переходят в категорию иностранных
капиталовложений.
Распространенным способом внедрения иностранного
капитала в экономику Испании является так называемые прямые
инвестиции, осуществляемые путем участия в управлении или контроле
над деятельностью испанских компаний, создания филиалов испанских
фирм, представления испанским компаниям долгосрочных кредитов
или займов для использования их в инвестиционной деятельности.
Принято считать, что эффективным влиянием на управление и контроль
над деятельностью фирмы может быть тогда, когда прямое или косвенное
участие инвестора составляет 10 или более процентов капитала
общества.
К иностранным инвестициям относятся подписка и
приобретение нерезидентами акций испанских фирм, подписка и
приобретение ценных бумаг, выпускаемых государственными организациями
или частными лицами - резидентами Испании, участие в испанских
инвестиционных фондах, созданных в соответствии с действующими
нормативными актами и зарегистрированными в Национальной комиссии
рынка ценных бумаг.
Законодательством допускается также иностранные
инвестиции в недвижимое имущество путем приобретения его в собственность
физическими или юридическими лицами - нерезидентами Испании.
Законодательством предусматривается осуществление
административными органами контроля за прямыми иностранными
инвестициями , когда иностранное участие превышает 50% капитала
испанской фирмы, при условии, что объем инвестиций превышает
500 млн. песет, осуществляемые в соответствующую компанию в
срок 6 месяцев, начиная с даты оформления инвестиционной операции.
Предварительному контролю со стороны Генеральной
дирекции внешних операций Министерства экономики и финансов
Испании подлежат иностранные инвестиции , осуществленные путем
приобретения нерезидентами акций испанских компаний, а также
долей уставного капитала не акционерных компаний (например,
товариществ с ограниченной ответственностью). Однако под указанный
контроль не подпадают иностранные инвестиции , осуществляемые
путем приобретения ценных бумаг в песетах, выпускаемых государственными
или частными юридическими и физическими лицами - резидентами
Испании.
Под предварительный административный контроль
подпадают также инвестиции, осуществляемые с целью приобретения
недвижимого имущества стоимостью свыше 500 млн. песет, кроме
того инвестиции, осуществляемые в форме субсидий в сумме, превышающей
500 млн. песет и субсидии, предоставляемые инвесторами - резидентами
или инвесторами, пользующимися льготным режимом налогообложения.
Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат
регистрации в Инвестиционном регистре Министерства экономики
и финансов Испании.
Иностранные инвестиции, осуществляемые в соответствии
с положениями декрета 671/1992, пользуются правом перевода за
границу доходов. Поступления и платежи, связанные с иностранными
инвестициями и их ликвидацией, производятся через соответствующие
финансовые учреждения, учтенные в Официальном регистре банков
"Банко де Эспанья" или Национальной комиссии рынка
ценных бумаг. Допускается свободная отсрочка платежей и досрочное
осуществление платежей по иностранным инвестициям даже в случае,
когда последние подлежат предварительному административному
контролю.
Для иностранных инвестиций, подпадающих под предварительный
административный контроль, установлен следующий порядок оформления
документов.
Нотариально заверенные документы либо заверенные
консульской службой Посольства Испании предоставляются в Генеральную
дирекцию внешних операций Министерства экономики и финансов
Испании, которая изучает и проверяет правильность их оформления.
В течение 30 дней она должна уведомить подателя документов о
принятом решении. Если по истечении 30 дней ответ не поступил,
то считается, что вопрос решен положительно. Срок в 30 дней
может быть продлен, если Генеральная дирекция внешних сделок
запросит дополнительные сведения или потребует устранить какие-либо
неточности.
О рассмотрении инвестиционного проекта Генеральная
дирекция внешних операций в срок 60 дней информирует Инвестиционную
хунту.
Если решение вопроса относится к компетенции министра
экономики и финансов или самого правительства Испании, то срок
его рассмотрения продлевается до 90 дней.
Об осуществленных инвестициях инвестор должен
уведомить службу инвестиционного регистра, заверив предварительно
пакет документов в нотариальной конторе.
Невыполнение этих требований не затрагивает права
инвестора на перевод за границу доходов от инвестиционной деятельности,
однако рассматривается как нарушение установленных правил ,
влекущее за собой уплату штрафных санкций в размере 50-100%
обмена реализованной, но не заявленной операции.
|